Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что на сегодняшний день религиозное течение New Age давно вышло за рамки исключительно института религии и проникло в массовую культуру в виде музыки, изобразительного искусства и других областей познания и практики. А это означает, что оно оказывает серьезное влияние на формирование общественного сознания, прежде всего, молодого поколения, для которого New Age превратился в определенного рода субкультуру, которая предполагает излишнюю свободу и некий отрыв от реальности.
Существование New Age в современном обществе – это не только культурное явление, но и своего рода социальная проблема, ведь любой уход от реальной жизни может быть связан с измененными состояниями сознания, что крайне опасно для всего общества и каждого человека в отдельности.
Степень разработанности проблемы. К проблеме изучения религиозного течения New Age обращались многие российские и зарубежные исследователи, однако мало кто из них подробно изучал роль и характеристики личности в соответствии с утверждениями различных концепций, входящих в это течение.
Цель исследования – проанализировать концепции личности в религиозных представлениях New Age.
Объект исследования – религиозные представления New Age.
Предмет исследования – концепции личности в религиозных представлениях New Age.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть историографию исследования понятия New Age в мировой культуре.
2. Изучить религиозные аспекты содержания New Age.
3. Охарактеризовать мировоззренческие особенности движения New Age.
4. Проанализировать понятие личности в пантеизме.
5. Охарактеризовать личность в современном оккультизме.
6. Определить роль личности в движении «йога».
7. Рассмотреть подходы к пониманию личности в молодежной культуре New Age.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, историографический, хронологический, сравнительный, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ NEW AGE
1.1. Историография исследования понятия New Age в мировой культуре
В современном российском религиоведении устоявшимся подходом к изучению New Age религиозности является рассмотрение нью-эйджерских групп как представителей новых религиозных движений , что оказывается плодотворным при изучении оформившихся групп, но является проблематичным при исследовании небольших сообществ.
Однако среди зарубежных исследований существуют и другие подходы для решения этой проблемы: так, например, такие исследователи как В. Ханеграафф и О. Хаммер предлагают рассматривать New Age как часть комплекса западного эзотеризма и одну из форм его развития.
В «Словаре гнозиса и западного эзотеризма» О. Хаммер определяет New Age как термин, описывающий целый ряд совершенно разных современных практик, таких как ченнеллинг, хилерство , позитивное мышление, различные формы гадания, альтернативные интерпретации истории и науки .
Стоит отметить, что использование термина New Age в академических исследованиях некоторые религиоведы, например С. Сатклифф и К. фон Штукрад , считают проблематичным, т.к. с одной стороны нью-эйдж является термином эмическим, а не этическим, а с другой сами группы, которые исследователи относят к нью-эйдж движению, зачастую не относят себя к нему и даже противопоставляют .
В конце 1970-х и 1980-х гг. термин New Age расширил свое значение и стал включать, помимо ожидания новой эпохи, широкий круг идей и практик, в значительной степени объединенных историческими связями и общим дискурсом. Два этих направления охарактеризованы голландским религиоведом В. Ханеграаффом как New Age sensu lato и New Age sensu stricto .
Как считает Ханеграафф, New Age sensu stricto сохранился как часть New Age sensu lato, при этом в New Age sensu lato ожидание грядущей Эры Водолея не является необходимым убеждением, в отличии от New Age sensu stricto .
В свою очередь, New Age sensu lato можно рассматривать, ссылаясь на терминологию К. Кэмпбелла, как cultic milieu, культовую среду, осознавшую себя единым движением . Таким образом, мы можем в широком смысле охарактеризовать термин New Age sensu lato как зонтичный термин для самых различных духовных практик и поисков в культовой среде 1960–1980 годах.
Впервые термин New Age возник в теософской литературе. Создателем и популяризатором его считается Алиса Бэйли (1880—1949) . Роль Бэйли не ограничивается лишь введением термина, ее интерес к астрологии, духовному самосовершенствованию, а также мессианские послания о грядущем новом веке определили ключевые идеи движения .
Влияние Теософского общества не ограничивается идеями Бэйли: в опубликованной в 1877 году книге «Разоблаченная Изида» Е. Блаватская предлагает объединить «старые вещи с новыми именами»: каббалу и веды, Гермеса и Платона, Моисея и древнеегипетскую религию, буддизм и джайнизм, Атлантиду и Тибет, Парацельса и месмеризм .
Далее термин New Age популяризируется в UFO-культах после Второй мировой войны, в связи с милленаристскими ожиданиями крупной эволюционной трансформации сознания, часто описываемого в нью-эйджерской литературе как Эра Водолея.
Вторым не менее значимым источником, повлиявшим на формирование идей нью-эйдж, стало движение «Новое мышление» (New Thought) и гармонические религии, возникшие в США в конце XIX века. История «Нового мышления» уходит корнями в идеи месмеризма – теорию немецкого врача Франца Месмера о животном магнетизме, особенной «магнитной энергии», флюиде, которые можно передавать на расстояние и с его помощью устанавливать телепатический контакт .
Основоположником «Нового мышления» считается часовщик и целитель Финеас Паркхерст Куимби (1802—1866), пришедший к выводу, что исцеления связаны не столько с воздействием животного магнетизма, сколько с верой в силу молитвы, убеждением целителя и пациента в ее действенности, их оптимизмом и настроем на положительный исход лечения. Различные версии «Нового мышления» базируются на установке, что разум выше материи, а потому он может конструировать реальность и управлять ее, согласно собственной вере и мышлению. Позже эти идеи найдут успех в популярной психологии, практиках аффирмации, литературе по лайфкоучингу и личностному росту.
По мнению О. Хаммера, теософия и гармонические религии были двумя путями развития месмеризма: оба возникли примерно в одно и то же время в конце XIX в. и процветали на фоне религиозной культуры, которая была как индивидуалистичной, так и эклектичной. Эта культура поглощала и перерабатывала американский трансцендентализм XIX в., идеи Э. Сведенборга, появившегося на американской почве индуизма и т.д.
Если теософия культивировала мистические элементы месмеризма, то Куимби и его последователи редуцировали месмеризм до кредо личного благополучия и процветания. Хотя эти течения во многих отношениях придерживались различных убеждений и имели разные цели, они развивались в одной культовой среде. Когда эта среда разрослась, оба направления постепенно стали влиять друг на друга, слившись в единый комплекс религиозных доктрин и практик .
Третьим фактором, повлиявшим на становление движения, стали четыре разновременных явления, которые Ханеграафф совокупно связывает с психологизацией религии: это поздние варианты «Нового мышления» и гармонических религий, юнгианство, гуманистическая и трансперсональная психология .
Работы К.Г. Юнга выступили посредником между идеями традиционного европейского эзотеризма и нарождающегося движения нью-эйдж. Гуманистическая и трансперсональная психология будет развиваться и популяризироваться в одно время с нью-эйджерскими практиками 1960-х г.
С психологизацией религии также связана деятельность Движения за развитие человеческого потенциала (Human Potential Movement) 1960-е гг. в США, на которое повлияли идеи У. Джеймса. Участниками движения были один из отцов гуманистической психологии А. Маслоу, писатель О. Хаксли, родоначальник трансперсональной психологии С. Гроф.
Движение имело отношение к созданию психологами М. Мерфи и Р. Прайсом Института Эсален в Калифорнии в 1962 г., задачей которого было гармоническое развитие личности с помощью традиционных и новых духовных практик.
Позже институт Эсален уже напрямую связывается с движением нью-эйдж: идеи гармонического развития Human Potential Movement оказали непосредственное влияние на таких ключевых представителей нью-эйдж как автора книг «Революция мозга» и «Заговор Водолея» Мэрилин Фергюсон и Кеннета Уилбера, создателя интегрального подхода изучения и развития человека, включающего околонаучные, психологические, религиозные концепции .
Отдельно стоит отметить интерес движения нью-эйдж к научным концепциям 1960—1970-х гг. Так, в 1970-х в среде нью-эйдж пользовалась популярностью голографическая картина мира квантового физика Дэвида Бома , опиравшаяся на работы Бома концепция «голографической нейрофизиологии» врача Карла Прибрама, работы нобелевского лауреата Ильи Пригожина , и до сих пор пользующиеся коммерческим успехом книги Фритьофа Капры .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова И.А., Переделкина А.С., Викторова П.А. Психологические концепции в течении «пантеизм» на современном этапе // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения современных религиозных течений в России и зарубежных странах». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 99–116
2. Андреева Ю.О. Проекты преобразования мира в новом религиозном движении «Анастасия»: антропологические аспекты религии Нью-Эйдж в современной России: дис. … канд. ист. наук. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской̆ академии наук, Санкт-Петербург, 2017
3. Берестовская Р.А., Крамарова О.Г. Современная йога: концепции и практики. – Астарахань: Омега, 2017. – 389 с.
4. Веденеева С.М. Современные принципы оккультизма. Культурный и религиозный аспект. – Самара: Веди, 2016. – 298 с.
5. Галева М.И. Современный оккультизм. – Томск: Авторитет, 2015. – 240 с.
6. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство: (Социально-философский очерк). Красноярск: СибГТУ, 2002
7. Корогодина С.М., Авдеева Г.Н., Феоктистова М.И. New Age как молодежная субкультура и музыкальное направление: культурологический анализ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения мировой культуры: история и современность». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2017. – С. 98–115
8. Лункин Р. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // Двадцать лет религиозной свободы в России. М.: РОССПЭН; Московский Центр Карнеги, 2009. URL: http://www.polit.ru/article/2009/09/28/religiya/
9. Носачев П.Г. «Отреченное знание»: Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
10. Панченко А. «Эра Водолея» для строителей коммунизма: культура нью-эйджа в позднесоветском обществе и проблема «переломных эпох» // Новое литературное обозрение. 2018. № 149. URL: http://www.nlobooks.ru/node/9406
11. Ханеграаф В. Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся. М.: Центр книги Рудомино, 2016
12. Хрисанфова Е.К., Чумакова И.В., Ирбитова Г.А. Принципы исследования значения личности в молодежной субкультуре New Age: обзор методологических подходов // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Саратов: Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2018. – С. 50–64
13. Черванская И.О., Николаенкова С.М., Звонарева Г.К. Основные направления развития личности в оккультизме и их представление в специальной оккультной литературе современности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 1. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 55–68
14. Штурманова И.М., Козловская А.А. Исследование личности в современных практиках йоги: философско-культурологический анализ // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 1. – С. 60–70
15. Щербакова С.М., Филоненко И.А., Трошевская А.Д. Особенности существования и развития личности в пантеизме // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 4. Общественные и гуманитарные науки. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2015. – С. 87–98
16. Asprem E., Dyrendal A. Conspirituality reconsidered: How surprising and how new is the confluence of spirituality and conspiracy theory? // Journal of Contemporary Religion. 2015. № 30 (3). P. 367–382.
17. Beyond New Age. Exploring Alternative Spirituality / S. Sutcliffe, M. Bowman, eds. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2000.
18. Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. № 5. P. 119–136.
19. Constructing Tradition. Means and Myths of Transmission in Western Esotericism / A. Kilcher, ed. Leiden: Brill, 2010.
20. Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. Leiden: Brill, 2004.
21. Hammer O. New Age // The Occult World / C. Partridge, ed. N.Y.: Routledge, 2015. P. 372–381.
22. Hammer O. New Age Movement // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / W.J. Hanegraaff, ed. Leiden: Brill, 2006. P. 856—861.
23. Handbook of New Age / D. Kemp, J.R. Lewis, eds. Leiden: Brill, 2007.
24. Handbook of the Theosophical Current / O. Hammer, M. Rothstein, eds. Leiden: Brill, 2013.
25. Hanegraaff W.J. New Age religion and Western culture: esotericism in the mirror of secular thought. Leiden: Brill, 1996.
26. Hanegraaff W.J. New Thought Movement // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / W.J. Hanegraaff, ed. Leiden: Brill, 2006. P. 861–865.
27. Hanegraaff W.J. The New Age Movement and Western Esotericism // Handbook of New Age / D. Kemp, J.R. Lewis, eds. Leiden: Brill, 2007. P. 25–50.
28. Heelas P. Spiritualties of Life: New age romanticism and consumptive capitalism. Oxford: Blackwell Publishing, 2008.
29. Meheust B. Animal Magnetism/Mesmerism // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / W.J. Hanegraaff, ed. Leiden: Brill, 2006. P. 75–82.
30. Partridge C. The Re-Enchantment of the West. London; New York: T&T Clark International, 2004.Vol. 1; 2005.Vol. 2.
31. Sedgwick M. Western Sufism: from the Abbasids to the new age. New York: Oxford University Press, 2017.
32. Stuckrad K. von. Western Esotericism: A Brief History of Secret Knowledge. Translated and with a Foreword by Nicholas Goodrick-Clarke. London; Oakville: Equinox, 2005.
33. Sutcliffe S.J. Children of the New Age: A History of Spiritual Practices. London: Routledge, 2003.
34. Sutcliffe S.J., New Age, world religions and elementary forms // New Age Spirituality. Rethinking Religion / S.J. Sutckiffe, I.S. Gilhus eds. London, New York: Routledge, 2013. P. 17—34.
35. The A to Z of New Age Movements / M. York, ed. Lanham, Maryland; Oxford: The Scarecrow Press, 2009.